Яркий трейдмарк серии Mortal Kombat это, конечно, фаталити, эффектные и жесткие добивания, в которых противнику не просто наносят урон, а буквально разрывают на части.
Изначально фаталити создавались для финального босса Шан Цуна, который сносил головы мечом своим жертвам. По словам разработчика Джона Тобиаса, игроки активно реагировали на такие исходы, что дало студии сигнал: каждому бойцу нужна своя фирменная фаталити-механика. Саб-Зиро, например, замораживал врагов до состояния хрусталя, а Скорпион поджигал их адским огнем.
Прославленная жестокостью и фирменными фразами вроде «Finish Him!» и «Fatality», Мортал Комбат вышла за пределы видеоигровой индустрии, захватив фанатов и в мире кино.
Первая экранизация, вышедшая в 1995 году, стала настоящим ударом по геймпадам, а ее сиквел в 1997 пытался усилить эффект, расширив вселенную и персонажей. Оба фильма стали культовыми представителями боевиков 90-х, сформировав стиль, узнаваемый до сих пор.
В этом тексте мы проведём разбор по косточкам обеих экранизаций, укажем на особенности их постановки, главные отличия от оригинала и то, как они повлияли на дальнейшие адаптации.
Экранизация Mortal Kombat 1995 года стала настоящим прорывом на арену, запустив процесс переноса культового файтинга на большой экран. В центре сюжета — смертельный турнир, где бойцы Земли, такие как Лю Кан, Джонни Кейдж и Соня Блейд, противостоят бойцам из Внешнего мира под командованием злодея Шан Цзуна.
Миссия героев — защитить Землю и не дать Внешнему миру поработить ее. Фильм сохранил фирменные фишки игры: уникальные стили боя, мистические силы персонажей и атмосферу непрерывного экшена.
Из-за жестких ограничений PG-13 студия отказалась от кровавых фаталити и минимизировала сцены жестокости, что вынудило режиссера искать другие способы удержать фанатов.
Молодой Пол У. С. Андерсон, фанат видеоигр, поставил акцент на чистую боевку и визуальные эффекты, создав культовые боевые сцены с минимальным использованием CGI. Его подход к экшн-хореографии, где движения бойцов комбинируются с их способностями, привнес в фильм ту самую энергию, за которую игру полюбили миллионы.
Элемент |
Описание |
Пример |
Жёсткость PG-13 |
Фаталити были адаптированы для избежания высокого рейтинга. |
Сцены были смягчены, оставив лишь намёк на жёсткие моменты из игры. |
Кастинг |
Сложный процесс, отказ известных актёров, выбор менее популярных кандидатов. |
Джонни Кейджа вместо Ван Дамма сыграл Линден Эшби. |
Эффекты и CGI |
Ограниченные спецэффекты, но практичные, чтобы не потерять динамику боёв. |
Ледяные атаки Саб-Зиро и телепортации Скорпиона смотрелись круто даже с минимальным CGI. |
Боевые сцены |
Комбо из реальных боевых навыков актеров и CGI для создания культовых боёв. |
Драка Джонни Кейджа и Скорпиона стала визитной карточкой фильма. |
Саундтрек |
Электронный саундтрек, ставший музыкальным ядром фильма и всей франшизы. |
«Techno Syndrome» — культовый трек, который сразу напоминает о Mortal Kombat. |
Процесс съемок напоминал режим выживания: часть сцен снималась в Таиланде, где актерам и съемочной команде приходилось перемещаться на небольших каноэ между островами. Из-за жесткого расписания и ограниченных ресурсов актерам, включая Кристофера Ламберта (Рейден), пришлось работать на грани.
Ламберт даже оплатил свои поездки в Таиланд, чтобы появляться в экзотических сценах лично. Постоянное физическое напряжение сказывалось на всех: актеры часто получали травмы. Эшби, играющий Джонни Кейджа, повредил почку в бою со Скорпионом, а Уилсон (Соня Блейд) вывихнула плечо.
Итог оказался впечатляющим: несмотря на то, что критики ожидали провала, фильм стал хитом среди зрителей. Релиз собрал внушительные кассовые сборы, а его музыкальный трек, агрессивный и насыщенный, стал культовым. Это был прорыв, который доказал, что даже фильмы по играм могут быть блокбастером для массовой аудитории.
Мортал Комбат: Аннигиляция, вышедший в 1997 году, стал броском на второй раунд для франшизы, но не оправдал ожиданий фанатов. Фильм, продолжая сюжет первой части, показывает, как герои Земли, такие как Лю Кан, Соня Блейд и Джакс, сталкиваются с глобальной угрозой от императора Внешнего мира Шао Кана, который вторгается на Землю.
В отличие от первой части, сиквел заложил комбо на расширение состава персонажей, добавив таких бойцов, как Джейд, Шива, Ночной Волк и других, а также усилил фэнтезийные элементы, включая множество новых локаций.
Однако несмотря на увеличенный бюджет, Аннигиляция столкнулась с серьезными багами: перегруженность персонажами, слабая проработка сюжета и визуальные гличи подорвали целостность фильма.
Смена актеров, включая ключевого персонажа Рейдена, вызвала срыв у фанатов, привыкших к оригинальному касту. В итоге фильм, вместо эпичного продолжения, стал смотреться как патч с неудачными исправлениями, потеряв харизму и драйв, которыми отличалась первая часть.
Нелепые моменты и киноляпы |
Описание |
Баги в сюжете |
В начале закадровый голос заявляет, что победа в турнире обеспечила защиту Земли только на одно поколение, хотя должно быть на десять. |
Смена скинов и кастинга |
Лю Кан в новой белоснежной жилетке, Соня в другом топе, а у Джонни Кейджа появились новые очки — хотя фильм начинается сразу после финала первой части. |
Графические просадки и костюмы |
В отличие от первой части, где Горо выглядел круто, во второй костюмы выглядят как старый бета-релиз. |
Нелогичные квесты персонажей |
Китана знает о подземных шарах, а Лю Кан, выросший здесь, о них ничего не слышал. |
Нереалистичные спецэффекты |
Саб-Зиро младший появляется на короткое время, помогает героям и исчезает без объяснений. CGI в сцене явно слабо прорисован. |
Костюм Бараки |
Маска Бараки выглядит дешево, а его лезвия кажутся приклеенными сверху — косплей-уровень. |
Эффекты, которые должны были стать главной фичей фильма, вместо этого выглядели как результат устаревшего CGI, и это не осталось незамеченным. Хотя бюджет увеличили, многие сцены, включая битву с Шивой, показались зрителям сыроватыми.
Фанаты ожидали зрелищных боев, но вместо динамичных экшен-сцен они получили нарезку с визуальными лагами и недостаточно проработанными элементами, которые выглядели комично.
Тем не менее, Аннигиляция нашла свою нишу как своего рода guilty pleasure для фанатов. Абсурдные моменты и киноляпы фильма сделали его своеобразным артефактом 90-х, который вызывает ностальгию у поклонников жанра и игр, несмотря на очевидные недостатки.
Фильмы Mortal Kombat 90-х годов, при всем их спорном успехе, оставили мощный отпечаток в истории киноадаптаций игр. Первый фильм показал, что можно сохранить боевой дух оригинала и при этом зацепить широкую аудиторию, подарив культовые фразы и саундтрек, которые до сих пор баффят ностальгию у фанатов.
Аннигиляция, хоть и не оправдала ожиданий, попыталась расширить вселенную, продемонстрировав потенциал франшизы как полноценной киносаги. Эти фильмы стали фундаментом для всех последующих адаптаций и доказали, что мир Mortal Kombat может выжить не только на экране монитора, но и на большом экране, продолжая культовый статус до сегодняшнего дня.
И хотя новейший фильм 2021 года старался вернуть былую славу франшизы, у зрителей быстро возникло ощущение, что ему не хватило решающего «фаталити»... в виде нормального сценария и хоть какого-то смысла в сценах. Как говорится, «Finish Him» сработало, но не совсем так, как планировалось.